Корзина
Скидка на сертификацию по новейшим требованиям ISO 9001-2015Подробнее... →
8-800-777-04-50
Сертификаты 9001, 14001 18001 и др. системам менеджмента ГОСТ ISO, вступления в СРО - цены в СПб, РФ
Вопросы создания системы единого технического заказчика обсудили в НОСТРОЙ

Вопросы создания системы единого технического заказчика обсудили в НОСТРОЙ

Вопросы создания системы единого технического заказчика обсудили в НОСТРОЙ
В Национальном объединении строителей 20 января 2015 года состоялся круглый стол на тему «Использование потенциала национальных объединений для создания и эффективной деятельности системы единого заказчика»...

28.01.16

В Национальном объединении строителей 20 января 2015 года состоялся круглый стол на тему «Использование потенциала национальных объединений для создания и эффективной деятельности системы единого заказчика». Участники мероприятия обсудили самые актуальные и важные вопросы, связанные с необходимостью создания единого технического заказчика, выработкой подходов и принципов его деятельности, а также выразили профессиональное экспертное мнение и внесли свои предложения по разработке системы.
 
Заседание круглого стола открыл вице-президент НОСТРОЙ Виктор Опекунов, который напомнил собравшимся, что идея создания единого технического заказчика (ЕТЗ) была озвучена Президентом России в послании Федеральному собранию еще в декабре 2014 года, а ее реализация поручена Минстрою России. Тогда Владимир Путин отметил: «Считаю, что необходимо поэтапно создать систему единого технического заказчика, централизовать работу по подготовке типовых проектов, строительной документации, выбору подрядчиков. Это позволит преодолеть сегодняшний разнобой в стоимости строек, даст существенную экономию в расходовании государственных средств на капитальное строительство, как показывает опыт, от 10 до 20 процентов. Такая практика должна быть распространена на все гражданские объекты, которые возводят за счёт средств федерального бюджета».
 
Идея создания ЕТЗ не новая: во многих субъектах есть примеры, когда на территориальном уровне формируется единое управление капитального строительства (УКС) с функциями технического заказчика, которое аккумулирует реализуемые проекты и осуществляет управление ими. Деятельность данного института признана эффективной – в некоторых субъектах удалось достичь экономии бюджета в 20 %. Теперь предстоит решить вопрос ЕТЗ в рамках Федерации, как системного решения многочисленных проблем в рамках всей страны.
 
Виктор Опекунов обозначил рамки дискуссии и призвал участников мероприятия обсуждать вопросы технического заказчика с позиции Градостроительного кодекса Российской Федерации, в котором прописаны определения «застройщик» и «технический заказчик». Однако в ходе обсуждения собравшиеся столкнулись с противоречиями и коллизиями действующего законодательства, когда в документах отсутствует единая терминология – одни и те же понятия в разных документах обозначаются по-разному, хотя профессиональное сообщество должно говорить на одном языке. Виктор Опекунов предложил зафиксировать в резолюции по итогам круглого стола необходимость комплексного анализа всех нормативных документов на предмет разночтений в терминологическом аспекте.
 
Стоит отметить, что к участию в диалоге строительное сообщество приглашало и представителей Минстроя России. «Мы рассчитывали сегодня узнать, в какой стадии находится исполнение поручения Президента, что уже сделано, где мы сейчас находимся», ― сказал Виктор Опекунов. Однако получить информацию сообществу не удалось, поскольку представители Минстроя России на заседание круглого стола НОСТРОЙ не пришли.
 
В итоге, так и не узнав о состоянии дел на федеральном уровне, собравшиеся заслушали информацию о региональном опыте функционирования служб единого технического заказчика. В частности, вице-президент Союза «Строительный ресурс» Павел Созинов проинформировал, что после изменений в законодательстве, когда ряд полномочий, в том числе по земельным и жилищным вопросам, перешел с регионального уровня на муниципальный, эффективность исполнения в рамках государственных жилищных программ на этом уровне стала минимальной. Сейчас субъекты придумывают различные механизмы и нормативные способы, чтобы поднять ответственность на уровень субъектов.
 
Генеральный директор СРО НП МОД «Союздорстрой» Леонид Хвоинский обозначил необходимость создания единого заказчика в регионах с двойным подчинением: федеральным и региональным. Он также отметил, что эта система уже существовала до принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
 
С подобной позицией выступил и Виталий Тушинов, заместитель губернатора Вологодской области, который высказал мнение, что однозначно должны действовать и федеральные, и региональные службы ЕТЗ, в зависимости от зоны ответственности. Придать системе создания службы ЕТЗ законодательный уровень в регионах, по его мнению, сейчас невозможно, поскольку тогда необходимо внести изменения во все государственные программы. В связи с этим в Вологодской области используется механизм передачи полномочий на уровне соглашений.
 
Об опыте решения подобной проблемы рассказал Николай Запьянцев, представитель регионального технического заказчика – подведомственного учреждения Министерства строительства Челябинской области ОГБУ «Челябоблинвестстрой», созданного для осуществления функций технического заказчика на объектах, которые финансируются из государственного бюджета.
 
Президент НОСТРОЙ Николай Кутьин особо отметил, что нерешенный вопрос с ЕТЗ является ключевым в установлении справедливых отношений с заказчиками. Частично решить эту проблему способно внедрение типовых контрактов в сфере строительства как эффективного механизма унификации процесса заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов. Процесс разработки единых подходов в области договорной деятельности в Минстрое России начался. Что касается идеи создания ЕТЗ, Правительство занимается этим вопросом, однако этот процесс замедляется из-за бюрократических столкновений. Николай Кутьин упомянул и Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» – новый закон, разработанный Минстроем России, который в ближайшее время будет передан в Госдуму и в котором содержатся существенные сдвиги в подходах к нормативному регулированию в строительстве. Кроме того, возможно появление единого реестра документов, регламентирующих стройку.
 
В конце 2015 года Минстрой России согласовал техническое задание на разработку библиотеки типовых контрактов на проведение работ по строительству, проектированию и инженерным изысканиям, тогда же Национальное объединение строителей смогло приступить к ее формированию и 20 января опубликовало предварительные версии документов, подготовленных в рамках создания библиотеки.
 
Разработка типовых контрактов является одним из важнейших этапов при создании системы ЕТЗ, об этом рассказала генеральный директор НП «СРО «МАСП» Татьяна Кузьмина. Она обратила внимание, что предусмотренный статьей 768 Гражданского кодекса Российской Федерации закон о подрядах для государственных и муниципальных нужд до настоящего момента не принят. В действующем правовом регулировании существует некая правовая неопределенность и много коллизий, откуда возникает большое количество сложностей при разработке типовых контрактов.
По этому же вопросу выступила и представитель компании-разработчика проекта, отметившая цели и принципы построения типовых контрактов. Основной задачей разработчика станет адаптация структуры типовых контрактов FIDIC к требованиям российского законодательства. В частности, нормы Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в Российской Федерации» затрудняют построение контракта, который обеспечит равную ответственность заказчика и подрядчика по неисполнению обязательств и в перспективе упростит процедуру судебного разбирательства по возможным конфликтам.
 
Создание системы ЕТЗ призвано решить ключевые институциональные вопросы отрасли. В свою очередь, Национальное объединение строителей ведет огромную работу по разработке инструментов для реализации данной системы и обеспечения ее деятельности. Советник Президента НОСТРОЙ Елена Фадеева представила каталог технических решений и практических рекомендаций для эффективного строительства, разрабатываемый НОСТРОЙ. Участники круглого стола обсудили возможность его интеграции в деятельность ЕТЗ и использовании при подготовке проектов для государственных и муниципальных нужд.
 
Другим важным инструментом является единый реестр членов СРО. С докладом о возможностях использования единого реестра саморегулируемых организаций и их членов в качестве инструмента проведения проверки участников государственных закупок в сфере строительства выступила заместитель руководителя Аппарата НОСТРОЙ Ирина Кузьма. Она представила вниманию присутствующих общую статистику по работе реестра членов СРО и подчеркнула, что сегодня реестр – работающий информационный ресурс государственного масштаба и средство получения актуальной информации о строительных компаниях. Присутствующие высказались за включение в текст резолюции пункта о том, что единый реестр членов СРО должен стать государственной информационной системой, в том числе для целей государственных закупок.
 
В ходе активного обсуждения и конструктивного диалога участники дискуссии признали необходимость поэтапного внедрения института ЕТЗ. Также отмечена необходимость комплексного внесения изменений в законодательство о градостроительной деятельности и о контрактной системе для включения ЕТЗ в структуру субъектов контрактной системы.
 
По итогам круглого стола будет сформирована резолюция, в которой найдут отражение все предложения и замечания участников мероприятия.
 
 

Источник: Официальный сайт НОСТРОЙ - объединение СРО строителей

Предыдущие статьи
Услуги