Корзина
Скидка на сертификацию по новейшим требованиям ISO 9001-2015Подробнее... →
8-800-777-04-50
Сертификаты 9001, 14001 18001 и др. системам менеджмента ГОСТ ISO, вступления в СРО - цены в СПб, РФ
Сертификат ISO 9001:2015 – перспективы развития стандартов управления качеством на следующие 25 лет

Сертификат ISO 9001:2015 – перспективы развития стандартов управления качеством на следующие 25 лет

Сертификат ISO 9001:2015 – перспективы развития стандартов управления качеством на следующие 25 лет
Впервые опубликованная в 1987 году серия стандартов ISO 9000 не теряет своей популярности. Сегодня, основываясь на результатах 25-ти лет успешного применения, подкомитет SC2 «Системы качества» технического комитета ISO/TC176 «Менеджмент и контроль...

24.01.14

Впервые опубликованная в 1987 году серия стандартов ISO 9000 не теряет своей популярности. Сегодня, основываясь на результатах 25-ти лет успешного применения, подкомитет SC2 «Системы качества» технического комитета ISO/TC176 «Менеджмент и контроль качества» закладывает фундамент для разработки следующих поколений стандартов на управление качеством. Отмечая «серебряный юбилей» серии стандартов на менеджмент качества, рассмотрим и проанализируем некоторые аспекты этого ключевого явления.

Пожиная плоды

В первую очередь необходимо вспомнить невероятный успех этих стандартов в популяризации менеджмента качества (и ИСО!) во всем мире.

Мы можем поздравить себя с тем, что: эти стандарты всегда оставались бестселлерами; создали единую платформу и язык в сфере качества; способствовали упрощению процедур торговли и с помощью требований стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества» определили базовый уровень обеспечения уверенности в том, что организации предлагают соответствующую требованиям продукцию.

Можно много говорить о том, что эти стандарты создали базу для разработки других стандартов на системы менеджмента: в сфере экологии, охраны здоровья и безопасности, информационной безопасности и энергетики, а также о том, что стандарты ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» и ISO 9004:2009 «Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха организации. Подход с позиции менеджмента качества» широко применяются в таких специализированных отраслях, как авиация, телекоммуникации, образование, местное управление и здравоохранение.

Однако для того, чтобы не только рассыпаться в комплиментах, давайте заглянем в будущее. В частности, проанализируем работу подкомитета ISO/TC 176/SC 2 по гарантии того, что разработанные им стандарты будут обеспечивать надежную основу в течение следующих 25-ти лет.

Взгляд в будущее

Концепция подкомитета ISO/TC 176/SC 2 состоит в том, чтобы разрабатываемые им документы (в первую очередь стандарты ISO 9001 и ISO 9004) были «признаны и высоко оценены во всем мире, а также применялись в организациях как компонент инициатив в области устойчивого развития».

Эта важная роль систем менеджмента качества как основы для экономического роста, являющейся неотъемлемой частью устойчивого развития, часто недооценивается, так как в последнее время основное внимание приковано к таким популярным темам, как экологическая целостность и социальная справедливость (см. рисунок 1).

 

Figure 1

Рисунок 1: Три аспекта устойчивого развития.

Однако мы не должны забывать о том, что требования стандарта ISO 9001 являются и останутся отправной точкой для большинства организаций, желающих внедрить формализованную систему менеджмента. Хотя независимая сертификация третьей стороной не является обязательным требованием стандарта, остается главным побудительным мотивом для внедрения.

В перспективе важно гарантировать, чтобы менеджмент качества рассматривался гораздо шире, чем сертификация на соответствие требованиям ISO 9001, в качестве реального инструмента обеспечения долгосрочного успеха организации. Это означает необходимость популяризации качества в самом широком смысле этого слова, а  также поощрение организационного поведения, выходящего за рамки простого соответствия набору требований. Это может быть достигнуто с помощью стимулирования результатов от использования ISO 9004 и других стандартов ИСО на системы менеджмента.

Пересмотр основных принципов

В настоящее время как ISO 9001, так и ISO 9004 базируются на принципах управления качеством, которые были выработаны в середине 90-х годов небольшой группой экспертов, знакомых с идеями и философией крупнейших «гуру» в области качества прошлого столетия. Эти принципы и разъяснения того, какие выгоды организации могут получить от их применения, можно найти в брошюре «Принципы менеджмента качества» (Quality management principles), которую можно бесплатно загрузить с интернет-сайта ИСО.

Подкомитет ISO/TC 176/SC 2 совместно со своим партнером, подкомитетом SC 1 «Концепции и терминология» недавно осуществили полный пересмотр принципов менеджмента качества. Приятно, но неудивительно констатировать, что принципы выдержали испытание временем: было внесено только несколько незначительных изменений с целью их актуализации для стандартов менеджмента качества следующего поколения.

Следующая редакция ISO 9001

С момента публикации незначительных поправок к ISO 9001 в 2008 году подкомитет SC 2 проводил широкие исследования и вел подготовку к следующему пересмотру (в настоящее время запланированному на 2015 год). Это включало следующие работы:

  • разработку долгосрочного стратегического плана для подкомитета SC 2 и результатов его деятельности;
  • несколько открытых семинаров в рамках пленарных заседаний SC 2, в т.ч. взаимодействия с пользователями стандартов ISO 9001 и ISO 9004;
  • участие в работе совместной технической группы по координации технического управляющего совета ИСО (ISO/TMB), задачей которой является повышение совместимости стандартов на системы менеджмента путем разработки единой базовой структуры, унифицированных определений и общих фрагментов теста (публикуемых как приложение Annex SL к директивам ИСО ISO Directives);
  • изучение последних тенденций в области управления качеством, включая анализ новых концепций, которые могут учитываться в будущих изданиях ISO 9001 и ISO 9004;
  • анализ данных интернет-исследования реальных и потенциальных пользователей стандартов ISO 9001 и ISO 9004, который был проведен на 10 языках и включил 11722 респондента из 122 стран.

Результаты этой работы и деятельности, осуществленной в ходе планового пересмотра стандарта ISO 9001, который был завершен в марте 2012 года, показывают, что хотя текущая редакция стандартов в значительной степени удовлетворяет пользователей, большинство считает полезным пересмотр стандарта.

Целью пересмотра является поддержание стандарта ISO 9001 на актуальном уровне, отражение в нем изменений среды и гарантия того, что он продолжит обеспечивать «уверенность в том, что организации могут систематически производить продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителей и отвечающую законодательным и регулирующим нормам».

На первом заседании рабочей группы ISO/TC 176/SC 2/WG 24 «Пересмотр ISO 9001», прошедшем в июне 2012 года в Бильбао (Испания), было внесено предложение новой рабочей темы, а также проект технического задания и план разработки. Рабочая группа также разработала предварительную схему стандарта, включающую общий текст из приложения SL директив ИСО.

Результаты встречи были переданы на голосование в организации-члены подкомитета SC 2. Ожидается, что разработка начнется в ноябре 2012 года по результатам голосования.

В соответствии с техническим заданием на пересмотр наряду с другими аспектами стандарт должен:

  • обеспечивать стабильный базовый набор требований на следующие 10 лет и далее;
  • оставаться универсальным и применимым в организациях всех типов и размеров, работающих в любом секторе;
  • сохранять существующую ориентацию на эффективное управление процессами для обеспечения требуемого результата;
  • учитывать изменения в практике применения и технологиях систем менеджмента качества с момента последнего крупного пересмотра в 2000 году;
  • отражать изменения все более сложной, требовательной и динамичной среды, в которой работают организации;
  • обеспечивать эффективное внедрение требований стандарта и их оценку соответствия 1-ой, 2-ой и 3-ей стороной;
  • использовать простой язык и стиль, способствующий пониманию и непротиворечивой интерпретации требований.

Временная диаграмма ISO 9001:2015

Предложенная временная диаграмма разработки ISO 9001:2015 показана на рисунке 2. Хотя в настоящее время в ИСО активно используется ускоренная процедура разработки (fast-track), подкомитет ISO/TC 176/SC 2 планирует использовать традиционный подход и, скорее всего, утвердит 3-х летний план разработки.

 

Figure 2

Рисунок 2: Предложенный примерный план-график разработки ISO 9001:2015.

Следует учитывать необходимость активного диалога с рядом заинтересованных сторон. Они включают конкретные сектора промышленности, требования стандартов которых в свою очередь основываются на ISO 9001; организации, системы которых сертифицированы на соответствие требованиям издания ISO 9001:2008; органы по стандартизации, аккредитации и надзорные органы.

В связи со значительными потенциальными последствиями любых изменений стандарта на этапе проекта комитета (CD) планируется проводить контроль процедур разработки на соответствие требованиям технического задания (verification) и проверку пересматриваемого стандарта на пригодность к использованию (validation) с привлечением организаций-добровольных участниц из разных стран.

 

Nigel H. Croft

Найджел Х. Крофт Найджел Х. Крофт Председатель  

 

Как получить сертификат ИСО 9001?

Источник: Официальный сайт ИСО

Предыдущие статьи
Услуги